Нейрологи: действие психоделика на мини-мозг

Учёные из Федерального университета Рио-де-Жанейро в Бразилии искусственным путем вырастили из человеческих стволовых клеток «мини-мозг» и испытали на нем действие психоделика 5-MeO-DMT. Выяснилось, что на церебральный органоид вещество действует особым образом: оно меняет активность нескольких тысяч белков, усиливая образование связей между нейронами. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

_4UWor2JTSA

Исследователи обнаружили, что некоторые психоактивные вещества оказывают противовоспалительный и тимолептический (снимают депрессивное состояние) эффект, а также могут применяться для борьбы с шизофренией и нейродегенеративными расстройствами. Подобные вещества содержатся, к примеру, в отваре лианы Banisteriopsis caapi. Но из-за нежелательных побочных эффектов использование таких соединений в медицинских целях ограничено. Тем не менее, ученые разрабатывают синтетические аналоги, которые не воздействуют на психику человека негативным образом. Для этого исследователям необходимо изучить картину более досконально, установив как психоделики воздействуют на нейронные пути в центральной нервной системе.

2JCi8HtVzuM
Церебральные органоиды применяются как модель развития человеческого мозга, а также используются для тестирования различных препаратов. «Мини-мозг» представляет собой небольшую трехмерную структуру, сформированную нервными клетками, и аналогичную настоящему мозгу человека. Пока он находится только раннем этапе своего развития.

Исследователи выяснили, какие белки начинают синтезироваться в органоидах ответной реакцией на введение психоделика. Примечательно, что 5-MeO-DMT содержится в растениях и секрециях некоторых жаб. Для того, чтобы определить белки, использовалась масс-спектрометрия, при которой тип молекулы определяется на основе отношения массы к заряду ионов, образованных при ионизации исследуемого вещества.

3ysP6vZSezE

Оказалось, что психоделик влияет на скорость образования связей между нейронами (синапсов), а также он усиливает активность белков, участвующих в формировании памяти и обучения. Помимо этого, в процессе его действия снизилась концентрация провоспалительных и разрушающих нейроны веществ.

Материал подготовила: Евстигнеева София