«Пустота». Лавкрафтовский ужастик из восьмидесятых, вышедший в 2017

0
363

В сервисах цифровой дистрибуции Amazon и iTunes 7 апреля появился хоррор «Пустота», собравший в американском прокате всего лишь 100 тысяч долларов за месяц. Релиза в России, естественно, не запланировано, поэтому фильм официально не локализован. Однако трейлер был достаточно ностальгический, чтобы вызвать интерес к этому проекту у фанатов жанра.

Иван Вахрушев разбирается, почему «Пустоту» ни в коем случае нельзя пропускать любителям хорроров восьмидесятых годов.MV5BMTg4MDAyNjA4OF5BMl5BanBnXkFtZTgwNDE4NDc0MTI@._V1_SY1000_CR0,0,687,1000_AL_

Думаю, я не ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство возможных читателей этой статьи посмотрели в своей жизни значительное число фильмов ужасов. Точно не ошибусь, сказав, что многие из этих ужастиков прямиком из прошлого столетия. И точно ошибусь, если скажу, что все люди, читающие эту рецензию, любят хорроры. Потому, проведём небольшой блиц-опрос, который покажет, насколько сильно вы любите жанр.

Вам нравятся камерные ужастики?

Слова «характерная атмосфера» и «глубокое погружение в фильм» у вас вызывают тёплые чувства?

Вам нравится минимум CGI при использовании практических эффектов в виде кукол?

Ваше любимое место отдыха – заброшенные или пустынные здания?

При звуках шипящего помехами радио и рации у вас возникает смутно знакомое чувство?

Вы тоже любите очень медленно ходить с фонариком и думать, что вас может сейчас снимать плавно движущаяся камера?

Ваше любимое время суток – ночь?

Вам снятся кошмары?

Вас не беспокоит непонятность и безумие вашей жизни?

Вас пугает неизвестное и иррациональное?

Вам нравится обилие пушечного мяса?

Более того, вы считаете себя тонким гурманом, ценящим эффектно льющиеся литры крови из мяса разнообразного происхождения?

Вы не осуждаете безумные эксперименты над людьми?

Вы культист, поклоняющийся неведомым силам?

Вы тоже ходите в балахонах по моде Ку-клукс-клана и приносите людей в жертву?

Что же, если хотя бы на один последний вопрос вы ответили утвердительно, то фильм вам определённо придётся по вкусу.MV5BMmM0MGJkOTktYjViYi00ZmFkLTgwNmItNTE4YjBmMTM1NmE0XkEyXkFqcGdeQXVyNjEwNTM2Mzc@._V1_SY1000_CR0,0,1502,1000_AL_

 «Пустота» – это по-хорошему малобюджетный камерный бади-хоррор, который, выйди он на тридцать лет раньше, обрёл бы культовый статус в наше время. Этот фильм – дань уважения жанру и смотреть его стоит только любителям жанра. Режиссёры и сценаристы «Пустоты» Джереми Гиллеспи и Стивен Костански, собрав бюджет краудфандингом, явно сняли фильм своей мечты, воплотив на экране многие черты знаковых картин.

Гиллеспи и Костански по стилю режиссуры очень похожи на Карпентера. По заветам своего кумира эти двое умело нагнетают напряжение за счёт умелого использования изолированности места действия, нарастающего темпа повествования и хорошей операторской работы. Не в последнюю очередь помогают нагнать страху труды художника-постановщика и его команды, создавших правдоподобные аниматорные куклы, умело поработавших с оформлением локаций и наполнивших картину декалитрами свиной крови и кетчупа. Что опять-таки отсылает ценителя к фильмам ужасов прошлого столетия.

Завязка «Пустоты» проста и не занимает много времени: полицейский ловит посреди леса спасающегося от расправы молодого человека, отвозит бедолагу (разумеется, в крови) в ближайший госпиталь (пострадавший из-за пожара и готовящийся к переезду), в котором всего десяток человек и все идеально подходят на роль пушечного мяса — многообещающий зачин. Затем картина постепенно наращивает темп, становясь событийно всё более сумасшедшей.

Следует похвалить авторов за то, что они заинтересованы не только в показе присущей жанру жести, но и неплохо раскрывают главных героев, наделяя их какой-никакой, но глубиной, используя классический метод Кинга: все нынешние конфликты и проблемы персонажей проистекают напрямую из прошлого.MV5BNmQ0MWNkMmQtOTYyMC00ZGY5LTgwNDgtZWViOTNlNmVhMmIxXkEyXkFqcGdeQXVyNjEwNTM2Mzc@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_

Однако обычные зрители здесь могут найти типичные недостатки и проблемы ужастиков:

  • сценарий, который для жанра приличный, безразличному человеку покажется слабым из-за того, что героев много, большинство из них не раскрыты, а если кого-то и раскрывают, то весьма слабо;
  • диалоги или просты и по делу, или построены по принципу взаимного перекрикивания;
  • концовка не ставит точку;
  • безумие и необъяснимость также могут отпугнуть рядового зрителя.

Но какова ценность мнения, выраженного без понимания контекста? Сценарий для хоррора, как было сказано – недурен, в нем главное – фабула, способная создать напряжение и вызвать у зрителя реакцию. Простые диалоги подобное кино не испортят, в отличие от закрученных разговоров в стиле Соркина и Тарантино.

Если предъявлять «Пустоте» претензии в виде намеренной непонятности и странной концовке, то тогда всё творчество Лавкрафа, мистические новеллы По, многочисленные произведения Баркера и Кинга просто бессмысленны. Природа зла здесь – потусторонняя, неведомая и иррациональная, потому и концовка подходящая – открытая.MV5BNzQ3YjVkMjYtODU3OC00MWNmLTg2NDYtZjhkZGRlNDRkMGM1XkEyXkFqcGdeQXVyNjEwNTM2Mzc@._V1_SY1000_CR0,0,1502,1000_AL_

Выводы по фильму очевидны – этот трибьют Карпентеру и Лавкрафту совершенно точно придётся по вкусу ценителям атмосферных и малобюджетных фильмов ужасов прошлого столетия. Это умело и с большой любовью сделанное кино, способное не раз заставить фаната пустить ностальгическую слезу, от чего возникает искреннее желание, чтобы подобное кино пробивало себе дорогу через засилье всевозможных астральных явлений, досок, заклятий и прочего ширпотреба.

Да, без контекста этот фильм совершенно проходной, однако, кто знает, возможно стараниями его создателей умирающий и исчерпавшийся жанр хорроров обретёт новую жизнь.
_

Материал подготовил: Вахрушев Иван
Фото: http://www.imdb.com/title/tt4255304/