«Призрак в доспехах»: High tech. Low life

0
1106

30 марта в российском прокате стартовала долгожданная современная адаптация японской манги Масамунэ Сиро и анимационного фильма Мамору Осии «Призрак в доспехах». В режиссёрском кресле – постановщик «Белоснежки и охотника» Руперт Сандерс, а главную роль исполняет Скарлетт Йоханссон.

Иван Вахрушев разбирается, насколько успешно выполнена новая версия фильма и почему оригинал всё-таки лучше.

© 2016 Paramount Pictures
© 2016 Paramount Pictures

Американской адаптации «Призрака в доспехах» фанаты японского оригинала заранее предрекали провал, отсутствие смысловой глубины, а главное – «Йоханссон в роли Майора будет ужасна». Трейлеры также преподносили что-то простенькое, проходное, проще говоря – голливудскую «жвачку». Однако, было и то за что можно было похвалить: визуально трейлеры выглядели превосходно. Как выяснилось, конфликт между «душой» и «оболочкой» оказался не только в событиях ленты.

Не могу назвать себя большим ценителем оригинального анимационного фильма Мамору Осии, но отрицать ценность аниме 1995 года – как минимум глупо. «Призрак в доспехах» стал одной из вех фантастики в целом, и киберпанка в частности. Фильм Осии оказал существенное влияние на западный кинематограф, в особенности на «Матрицу» тогда ещё братьев Вачовски. Аниме было глубокомысленным и вдумчивым, достаточно свежим по своим идеям для киберпанка: в нем присутствовало правдоподобное изображение будущего и путь развития/деградации человечества в этом самом будущем. Поэтому казалось, что задача по экранизации перед создателями американской киноадаптации являлась невыполнимой.

За сценарий «Призрака в доспехах» 2017 года отвечали Джейми Мосс и Уильям Уилер, не писавшие ничего до этого в жанре фантастики. Тут нужно, конечно, добавить, что желаемый сюжет фильма и наполнение определяют в первую очередь именно продюсеры. Поэтому, проблема не в самих сценаристах, а в позиционировании и выборе аудитории, что как раз и определяет студия. Голливудский «Призрак» выбрал путь псевдоинтелектуального блокбастера, ориентированного на подростковую аудиторию (PG-13). И здесь фундаментальный просчет: оригинальное аниме было явно нацелено на людей более зрелых и знакомых с жанром киберпанк.

© 2016 Paramount Pictures
© 2016 Paramount Pictures

Мосс и Уилер под руководством режиссера Руперта Сандерса решили рассказать не о различиях между киборгом и живым существом, а удариться в вопросы более близкие «Бегущему по лезвию»: что такое человек и какие вещи его определяют. Из-за этого теряется львиная доля смыслового пласта аниме 1995 года. Адаптация даже не пытается исследовать грани между живым существом и андроидом, здесь всё работает в одну вышеназванную сторону понятия человека. Современный сюжет оказывается прямолинейной историей мести, где всё предельно понятно и старательно разжевано за вас.

Однако, костыли псевдоинтеллектуального блокбастера дают о себе знать: теряя глубину оригинала, картина вместо ​этого дает хоть и простую, но крепкую сюжетную линию, сконцентрированную на Майоре. В истории главной героини есть несколько моментов-крючков, за которые хочется зацепиться и можно поставить твердую «пятерку». Но в целом: ничего оригинального, изобретательного и глубокомысленного. Из-за других акцентов в истории изменился и «злодей»: Кудзе американцев хоть и обладает трогательным для зрителя поводом к «злодейству», но его влияние на сюжет дальше событийного ряда не заходит. В отличии от того же Кукловода – антагониста анимационной ленты, на котором лежала огромная часть смысловой нагрузки картины. Финал – не сказать, что плохой, он довольно неоднозначен в плане дальнейшей судьбы Майора, но при этом оставляет слишком много пространства для сиквела.

Сюжет адаптации почти не дает зрителю возможности для размышления и не может похвастаться свежими идеями. «Low life». Тем не менее, часть девиза киберпанка всё же была сохранена. При этом сделана она, мягко скажем, превосходно. «Низкий уровень жизни» старательно показан в фильме: вымышленный Ньюпорт, благодаря специально выстроенным декорациям, показан Сандерсом изумительно. Дизайн города как будто не просто перешел из анимационного фильма, а заодно и вдохновлялся произведениями Уильяма Гибсона , Брюса Стерлинга и культовой серией игр Deus Ex. Быт и образ жизни жителей Ньюпорта такой же киберпанковский: грязные люди кто внешне, кто внутренне, кто всё сразу. Костюмы и прочий реквизит – правдоподобные и продуманные. Глобализация и корпоративизм, присущий жанру, здесь воспроизведены также достойно: жадные корпорации – конкуренты государства, совершенно бездушные, безразличные к людям. Всё как в «Нейроманте». Но и тут без ложки дегтя не обошлось: город в анимационном фильме был не просто красивой декорацией, Ньюпорт был равноправным персонажем аниме, его показу уделялось существенное количество времени. Американцы же просто показали атмосферные и аутентичные локации, которые нельзя называть действующим лицом картины.

© 2016 Paramount Pictures
© 2016 Paramount Pictures

«Low life» здесь всё же двойственный. За «слабую жизнь» можно считать слишком тривиальный сюжет, который, по идее, должен обеспечивать «жизнь» любому фильму. А за «low life» можно считать и традиционное киберпанковское видение будущего: низкий уровень жизни. Зато к «High tech» претензий никаких.

В целом, картинка у Сандерса получилась сочной и красочной во многом благодаря кинематографисту Джессу Холлу, который, что удивительно, кроме «Типа крутых легавых» Эдгара Райта ничего серьезного не снимал. Уровень CGI ожидаемо восхищающий, челюсть на полу и так далее, а благодаря использованию компьютерной графики только там, где требуется – от переизбытка CGI не режет глаза.

«High» также можно применить относительно актёров: подбор исполнителей в «Призраке» весьма интересный: Пилу Асбек в роли Бато опроверг ожидания и оказался к месту; Такеси Китано на роль начальника 9 отдела Арамаки был взят только из-за привычной харизмы японского актера и не сказать, что это фильму помешало; Майклу Питту прекрасно дался очередной образ злодея, а Скарлетт Йоханссон, что удивительно, ни разу не мискаст и исполнила свою роль безупречно. К её «эмоциям» киборга никаких претензий, хотя она и не единственная актриса, которая могла бы достойно справиться с этой ролью.

«High tech. Low life» и будет итоговым вердиктом. Это неплохой фильм, который хоть и близко не стоит с картиной Мамору Осии, может предложить зрителю качественный продукт своего времени. Американский «Призрак в доспехах» оказался превосходным в визуальном плане: технологичный, яркий, цветастый и восторгающий. В нем отлично показана внешняя оболочка классического киберпанка, история Майора неплоха и без изъянов. Но духа оригинального «Призрака в доспехах» преступно мало. Мало той жизни, которая сделала оригинальную версию аниме культовой, разжеванный голливудский сюжет не идет ни в какое сравнение с оригиналом по смысловой глубине.
_

Материал подготовил: Иван Вахрушев
Фото: http://www.imdb.com/title/tt1219827/mediaindex?ref_=tt_mv_sm