Каллиграфия: самое полезное хобби

0
640

17-18 ноября на педагогическом факультете ГСГУ г. Коломна проходила научно-практическая конференция «Актуальные вопросы начального, дошкольного и специального образования». В рамках этой конференции кафедрой изобразительного искусства для студентов и педагогов был организован мастер-класс «Знакомимся с искусством каллиграфии».

w1leH2HqaO8Нам удалось взять интервью у заведующей кафедрой изо ГСГУ, кандидата психологических наук, Зеленковой Ирины Викторовны, и выяснить, что же, в сущности, такое каллиграфия, и почему ею стоит заниматься.

В последнее время каллиграфия становится модной, приобретает всё большую популярность. Однако не все до конца понимают, что же она из себя представляет. Для многих она ассоциируется с прописями. Так что же такое, по-вашему, «каллиграфия»?
Мне нравится определение каллиграфии как «искусства красивого письма, объединяющего тело, мысли и знаки». Каллиграфия, конечно, один из видов изобразительного искусства, имеющий многовековую историю. Но заниматься им могут отнюдь не только художники-профессионалы. Для многих современных людей каллиграфия становится любимым занятием, хобби, способом творческой самореализации.

Сейчас можно красиво писать и с помощью компьютера: существует огромное количество шрифтов, в том числе и имитирующих рукописное письмо. Может, каллиграфия в эру компьютерных технологий – явление уже устаревшее?
Конечно же, нет. Не случайно именно рукописное письмо привлекает всё большее внимание ученых во всем мире. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоёмкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата инструмента и при письме не только тренирует мышцы рук, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун. Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга. Щёлканье кнопки компьютерной мыши никогда не даст подобного эффекта.

Считается, что каллиграфия – искусство в большей степени восточных стран. Расскажите, какое сейчас ей придаётся значение на Востоке?
Действительно, на Востоке каллиграфия является традиционным искусством. В Японии, Китае она и сегодня преподаётся в школе наравне с рисованием. Кроме того, многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов.

А какое отношение к каллиграфии в нашей стране?
В дореволюционной России каллиграфии уделялось очень большое внимание. В лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, в то время как лицеист А.С. Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю.
После революции этот вид искусства и предмет стал считаться буржуазным и фактически исчез из школьной программы. Его заменили обычным чистописанием. А в 1968 году и вовсе отказались от металлического пера. Вместо него ввели шариковую ручку. Эти нововведения окончательно разрушили остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года.

Сейчас почерк детей становится всё хуже. И это не единственная проблема нынешних школьников. Психологи отмечают у современных детей преобладание клипового мышления и ухудшение внимания. Могут ли занятия каллиграфией помочь решить школьные проблемы? Как?
Результаты современных исследований показывают, что рукописное письмо – куда больше, чем просто средство коммуникации: при последовательной работе пальцев активируются отделы, отвечающие за мышление, речь, память. Занятия по написанию букв и начертанию линий способствуют развитию мыслительных процессов и их последующему воплощению в речи, а также могут улучшить моторику.
Например, результаты исследования Виргинии Бернингер, профессора психологии и педагогики Вашингтонского университета, свидетельствуют, что ученики второго, четвёртого и шестого классов в своих сочинениях используют больше слов, пишут быстрее и выражают лучше свои мысли, если пишут от руки, чем когда печатают на клавиатуре.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Подобные занятия помогут вырабатывать у ребенка усидчивость, терпение, произвольность поведения.

Многие взрослые также охотно занимаются каллиграфией. В чем польза подобного способа проведения досуга для уже сформировавшейся личности?
Конечно, занятия каллиграфией полезны не только детям. По мнению учёных, взрослые, изучающие новые для них знаки или символы, распознают их лучше, когда пишут от руки. Исследования, проведенные в китайских вузах, показали, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию.
Во время занятия каллиграфическим письмом отмечается расслабление, замедление пульса, снижение кровяного давления и уменьшение мускульного напряжения. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Чем не полноценный отдых, да еще с эстетическим эффектом?

Кто может заниматься каллиграфией?
Каллиграфия – вид искусства, доступный каждому. Более того, есть данные клинических исследований о положительном влиянии каллиграфии в работе с пациентами, страдающими аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Исследователи также отмечают, что у пациентов с болезнью Альцгеймера в процессе занятий каллиграфией укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений.

Что необходимо для занятия каллиграфией?
В первую очередь – желание. А для работы потребуются самые простые инструменты: бумага, тушь, перо или кисточка, а также внутренняя тишина, расслабленное состояние и сосредоточенность.
Занимайтесь каллиграфией! Такие занятия служат источником положительных эмоций и дают несомненный психотерапевтический эффект, способствуя релаксации и достижению внутренней гармонии.

Материал подготовила Зеленкова Татьяна